Синдром «отличника» в детском спорте

← Предыдущая Следующая →
35
Синдром «отличника» в детском спорте

Синдром «отличника» в детском спорте

Зрелищный и изящный вид олимпийского спорта – художественная гимнастика, представил миру красивых и трудолюбивых чемпионов. Для завоевания медалей, кубков и грамот, от спортсменов требуется полная самоотдача в ходе ежедневных тренировок.

Безудержное стремление ребенка-спортсмена к лидерству и славе, в некоторых ситуациях может обернуться психологическим комплексом под названием – «синдром отличника». Мотивация к успешным результатам, со стороны родителей гимнаста, может перерасти в давление. Чемпионов ставят в пример, их родителям завидуют – в итоге у ребенка появляется нездоровая зависимость от одобрения окружающих.

Обладатель «синдрома отличника» стремится достигать во всем успеха, выходить в неоспоримые лидеры, ожидает похвалы и требует от себя максимума. Ситуации обостряются, когда ребенок с интересом погружается в детский спорт и не позволяет себе проигрывать, зацикливается на признании и результатах, перестает наслаждаться процессом тренировок.

Синдром отличника возникает вследствие недостаточного проявления заботы и любви, при отсутствии должного внимания со стороны ближайшего окружения, при завышенных требованиях родителей и психологическом давлении, физическом наказании за плохие результаты.

Что еще может насторожить родителя в поведении ребенка-спортсмена:

• ориентированность на чужое мнение;

• неумение принимать критику;

• настрой «победа любой ценой»;

• страх ошибиться.

Решение проблемы спортсмена

Если родители выявляют синдром отличника у своего ребенка, не стоит опускать руки, главное – вовремя начать корректировать детское поведение, во избежание стресса и других неприятных последствий.

• В первую очередь, важно обратить внимание на взаимоотношения родителей с ребенком. Отношения должны строиться на демонстрации чувств, при помощи поступков и фраз, проявления ласки и позитивных эмоций.

Детям необходимо знать, что их любят не за достижения в спорте, а просто за то, что они есть и уникальны.

• Второй шаг на пути построения доверительных отношений с ребенком – поддержка и донесение идеи, что ошибаться – нормально, даже чемпионы могут допускать ошибки.

Ребенку важно знать, что родители и близкие на его стороне, готовы защищать его при любых ситуациях.

• Третий шаг – искренняя восхищение и поощрение.

Дефицит похвалы и поощрения зачастую приводит к синдрому отличника. Дети нуждаются в одобрении и словах восхищения. Уважайте спортсмена, признавайте его заслуги, гордитесь им.

• Четвертый шаг – не возлагайте родительские нереализованные амбиции.

Перекладывание того, что родителям не удалось воплотить самим, завышенные ожидания от ребенка, требование великих достижений. Позвольте ребенку быть собой.

• Пятый шаг – уберите важность побед.

Достижения в художественной гимнастике важны, но быть счастливым и любимым – важнее. За отсутствие достижений нельзя наказывать детей, смещайте фокус на радость от занятий.

Помогайте ребенку, транслируйте здоровое и позитивное его отношение к спорту. Если понимаете, что родительской коррекции поведения ребенка недостаточно, обратитесь к детскому психологу.

Теги: Художественная гимнастика художественная гимнастика спб художественная гимнастика для детей