Синдром «отличника» в детском спорте
Синдром «отличника» в детском спорте
Зрелищный и изящный вид олимпийского спорта – художественная гимнастика, представил миру красивых и трудолюбивых чемпионов. Для завоевания медалей, кубков и грамот, от спортсменов требуется полная самоотдача в ходе ежедневных тренировок.
Безудержное стремление ребенка-спортсмена к лидерству и славе, в некоторых ситуациях может обернуться психологическим комплексом под названием – «синдром отличника». Мотивация к успешным результатам, со стороны родителей гимнаста, может перерасти в давление. Чемпионов ставят в пример, их родителям завидуют – в итоге у ребенка появляется нездоровая зависимость от одобрения окружающих.
Обладатель «синдрома отличника» стремится достигать во всем успеха, выходить в неоспоримые лидеры, ожидает похвалы и требует от себя максимума. Ситуации обостряются, когда ребенок с интересом погружается в детский спорт и не позволяет себе проигрывать, зацикливается на признании и результатах, перестает наслаждаться процессом тренировок.
Синдром отличника возникает вследствие недостаточного проявления заботы и любви, при отсутствии должного внимания со стороны ближайшего окружения, при завышенных требованиях родителей и психологическом давлении, физическом наказании за плохие результаты.
Что еще может насторожить родителя в поведении ребенка-спортсмена:
• ориентированность на чужое мнение;
• неумение принимать критику;
• настрой «победа любой ценой»;
• страх ошибиться.
Решение проблемы спортсмена
Если родители выявляют синдром отличника у своего ребенка, не стоит опускать руки, главное – вовремя начать корректировать детское поведение, во избежание стресса и других неприятных последствий.
• В первую очередь, важно обратить внимание на взаимоотношения родителей с ребенком. Отношения должны строиться на демонстрации чувств, при помощи поступков и фраз, проявления ласки и позитивных эмоций.
Детям необходимо знать, что их любят не за достижения в спорте, а просто за то, что они есть и уникальны.
• Второй шаг на пути построения доверительных отношений с ребенком – поддержка и донесение идеи, что ошибаться – нормально, даже чемпионы могут допускать ошибки.
Ребенку важно знать, что родители и близкие на его стороне, готовы защищать его при любых ситуациях.
• Третий шаг – искренняя восхищение и поощрение.
Дефицит похвалы и поощрения зачастую приводит к синдрому отличника. Дети нуждаются в одобрении и словах восхищения. Уважайте спортсмена, признавайте его заслуги, гордитесь им.
• Четвертый шаг – не возлагайте родительские нереализованные амбиции.
Перекладывание того, что родителям не удалось воплотить самим, завышенные ожидания от ребенка, требование великих достижений. Позвольте ребенку быть собой.
• Пятый шаг – уберите важность побед.
Достижения в художественной гимнастике важны, но быть счастливым и любимым – важнее. За отсутствие достижений нельзя наказывать детей, смещайте фокус на радость от занятий.
Помогайте ребенку, транслируйте здоровое и позитивное его отношение к спорту. Если понимаете, что родительской коррекции поведения ребенка недостаточно, обратитесь к детскому психологу.